История костюма |
|
История театрального костюма. Времена Шекспира. Цель данной статьи — познакомить читателя с максимально простыми способами изготовления как эскизов костюмов, так и самих костюмов. В ней рассказывается только о тех методах, которые окажутся в пределах возможностей любителей, людей, по роду своей деятельности связанных с живописью или ремеслами, не относящимися к сцене. Статьей можно пользоваться как руководством, кроме того, автор надеется, что она подтолкнет фантазию художников при создании эскизов костюмов, будет способствовать развитию их находчивости и изобретательности. Изображенные на рисунках модели костюмов намеренно выбраны самые простые, чтобы их выполнение оказалось по плечу каждому любителю, обладающему хотя бы некоторыми способностями в этой области. Приводимые модели иногда более сложных костюмов призваны лишь помочь понять общий стиль эпохи. Этим объясняется и некоторая неполнота описания кроя. Если по пьесе требуется, к примеру, вечерний туалет мужчины XIX века, принятая в тот или иной период форменная одежда или доспехи, благоразумнее взять эти вещи напрокат. Значительно упрощается дело и тогда, когда актер для создания необходимой прически может отрастить волосы, подстричься или соответствующим образом причесаться. В противном случае лучше всего взять парики напрокат. Рисунки приводятся для того, чтобы дать более полное представление о костюме. Ведь книги по истории костюма на полках местных библиотек не всегда могут удовлетворить интересы любителей. Превосходным справочным материалом как с точки зрения моды, так и одежды, соответствующей положению в обществе, могут служить старые периодические издания и журналы. Необходимые сведения проще всего, конечно, приобрести в музеях, но нередко интересные детали можно обнаружить на циферблате часов (например, фигурки светских дам XVIII века), а на старинных чашках — участников пикников. Средневековые скульптуры являются хорошим источником сведений о головных уборах. Книги и журналы по географии помимо основной информации могут подсказать и сведения по истории. Следует собирать старые открытки, семейные фотографии, вырезать иллюстрации из газет и журналов. Изобразительный материал должен быть всегда под рукой. Иногда несколько открыток, прикрепленных булавкой на видном месте, особенно если их время от времени заменять, могут принести больше пользы, чем час, проведенные в музее.
Трудно дать совет, как лучше хранить справочный материал. По всей вероятности, коробки с четкими этикетками являются самым универсальным методом. После того как вы обсудите идеи эскизов костюмов с режиссером-постановщиком и актерами, соберите своих помощников, проглядите имеющиеся у вас материалы, прикиньте свои материальные возможности и приступайте к работе. Художнику по костюмам необходимы помощники, умеющие шить, кроить и примерять, красить и разрисовывать ткани, красиво отделывать вещи, понадобятся искусные изготовители шляп, корон, драгоценностей и украшений. И последний немаловажный совет: начинайте всю работу заблаговременно. Неумелое распределение времени и паника, неизбежно возникающая в последнюю минуту, как правило, обходятся довольно дорого. Точное начало работы, тщательное обдумывание всех деталей сэкономят средства, силы и помогут сохранить хорошее настроение к моменту выпуска спектакля. Пьесы В. Шекспира очень популярны и имеют большое воспитательное значение, самодеятельные коллективы часто обращается к их постановкам. Нередко действие пьес переносят в другую эпоху, подчеркивая тем самым современное их звучание. Конечно, нет необходимости играть эти пьесы в одежде времен В. Шекспира. Но если для представления выбирается костюм эпохи королевы Елизаветы, то большая вычурность этой одежды может представлять определенные трудности для постановщиков. XVI век славился разнообразием фасонов и украшений, богатые люди одевались очень пышно. Но костюмы городской бедноты и деревенских жителей мало изменились, все еще популярны были прямые туники, простая одежда и головные уборы. Для костюмов торговцев и горожан можно взять упрощенный вариант модного силуэта, который шьется из более дешевых и прочных тканей. На табл. 1 показан силуэт костюма с буфами. Для мужских коротких штанов с буфами понадобится пара подходящих по размеру плавок. На них нашивают слои ватной подбивки или тонкие пласты поролона. Чтобы достичь нужного эффекта, плавки следует растянуть, для чего их надевают на актера или на манекен (в последнем случае надо распороть шаговый шов). Когда нужная форма будет получена, подбивку покрывают слоем дешевой хлопчатобумажной трикотажной ткани, которую по желанию можно покрасить из пульверизатора, разрисовать кисточкой, украсить и даже расширить галуном или тесьмой. Лоскутки или полоски материала можно нашить и на основную форму. Для изготовления более длинных штанов воспользуйтесь выкройкой, приведенной на табл. 2. Камзолы (дублеты) с грудью килеобразной формы выполняются таким же образом: подбивку слой за слоем пришивают к трико или плотно облегающему длинному свитеру, который можно соединить между ног эластичной лентой. Для придания нужной формы женской юбке используйте ватные подушечки в форме почек (см. рис. х на табл. 1), валик (рис. у) или обруч, который будет выполнять роль фижм (рис. z). Размер этих деталей зависит от фасона и стиля одежды; они могут быть небольшими или, наоборот, гротесково-преувеличенными. Ватные подушечки и валики на бедра изготовить совсем несложно. Фижмы сделать труднее. Для облегчения этой задачи возьмите детский обруч, пластмассовый или деревянный, крепкий прут, вымоченный до такой степени, чтобы он сгибался в круг. Обруч должен быть прочным и жестким. Его пришивают к кругу из плотной ткани. Для выкройки используйте сам обруч. Длина требуемого материала должна равняться окружности обруча плюс припуск на швы, ширина — расстояние от о до в плюс припуск на швы. Разложите материал и выкройте четыре клина, как показано на рис. z. Соедините по швам, оставив разрез для застежки. Соберите вершины клиньев и пришейте их к корсажу. Обтачайте внешний край круга, положите обруч, заверните обтачку и прошейте по кругу еще раз. Прикрепите груз (можно маленький мешочек со свинцовой дробью) к обручу спереди так, чтобы фижмы чуть приподнялись сзади и придали юбке требуемый силуэт. При крое юбок с фижмами не забудьте добавить длину (см. формы юбок на табл. 1). На табл. 1 показано, как следует делать плоеные воротнички. Для их изготовления используют нейлон, который применяют шляпницы (он бывает различной ширины), или нейлоновую сеть; эти материалы можно легко прополоскать в теплой воде со стиральным порошком, что немаловажно. Соберите края ткани равными промежутками на нитку. Если необходима декоративная окантовка — золотой узор или кружево, — ее пристрачивают на швейной машине по краю до того, как вы приступите к изготовлению воротника. Прикрепите внутреннюю часть плоеного воротника к батистовой ленточке и пришейте к ней маленькие крючочки, петельки и пистоны, как показано на рисунке. Чтобы получить обувь с тупыми носами, сделайте подбивку у носков парусиновых туфель или возьмите мягкие домашние тапочки и пришейте к ним остатки кожи, фетра, украсьте бантами или розетками. На табл. 2 и 3 даны силуэты костюмов и детали, которые можно легко имитировать и приспособить для сцены. Поскольку одежда эпохи королевы Елизаветы чересчур сложна и выполнить ее документально не удастся, то, создав подходящий силуэт, костюм следует довершить хорошо подобранными, но простыми в изготовлении деталями и аксессуарами, которые в некоторых случаях можно просто нарисовать. На табл. 4 дан пример использования аксессуаров, дополняющих основной силуэт костюма. Мы видим эполеты из уплотненной ткани или с подбивкой; показано использование галунов, лент, пуговиц, раскрашенных полосок и узоров по трафарету. В этот период большое распространение получили разрезы. В театральном костюме видимость таких разрезов можно создать, вырезав из ткани вставки необходимой формы и приклеив их в нужных местах специальным клеем. Применение уплотненного суживающегося книзу переда корсажа (для него берут плотный фетр или в несколько слоев простроченный холст) поможет создать нужную форму женского платья. Такое платье можно раскрасить кисточкой или по трафарету, сделать на нем аппликацию и даже вышить. Очень удобно пользоваться наброшенными на плечи полукруглыми плащами различной длины. Рейтузы (штаны-чулки) — важная составная часть мужского гардероба эпохи королевы Елизаветы. Мужчинам с тонкими ногами следует надевать несколько пар таких рейтуз, чтобы ноги выглядели более красиво. Плотные нейлоновые колготы легко выкрасить или расписать, но делать это надо обязательно на манекене-ноге, сделанном из папье-маше. Верхнюю часть колгот можно расписать определенным орнаментом, закончить лентой-рюшем, получив таким образом короткие кулоты, или, как показано на табл. 4, создать штаны с буфами, использовав толщинку и отделку. В эпоху королевы Елизаветы одежду шили из роскошных тканей: парчи, бархата, шелка. Это считалось обычным. Но актеры, одетые в костюмы из плотных хлопчатобумажных и холщовых тканей, богато расписанных кистями и из пульверизатора под матовую бронзу и золото, будут выглядеть достаточно эффектно. Нужное впечатление произведут и актеры, одетые в черное, белое и золотое или в костюмы, выкрашенные только в один цвет. Подходя к созданию театральной одежды именно с таких позиций, вы сможете избавить себя от многих проблем и в то же время достичь успеха. |
Отправьте письмо по адресу wellwin_yakut@mail.ru с
вопросами и комментариями о сайте.
|