История костюма


 

Домашняя
Продукция
Карта сайта
Истории наших читателей
История костюма
Выставки
Тенденции моды разных стран
Выбери свою цветовую гамму
Словарь терминов
Стиль
Имидж
Юмор
Мода и спорт

 

История театрального костюма. Времена Шекспира.

    Цель данной статьи — познакомить читателя с максимально простыми способами изготовления как эскизов костюмов, так и самих костюмов. В ней рассказывается только о тех методах, которые окажутся в пределах возможностей любителей, людей, по роду своей деятельности связанных с живописью или ремеслами, не относящимися к сцене. Статьей можно пользоваться как руководством, кроме того, автор надеется, что она подтолкнет фантазию художников при создании эскизов костюмов, будет способствовать развитию их находчивости и изобретательности.

    Изображенные на рисунках модели костюмов намеренно выбраны самые простые, чтобы их выполнение оказалось по плечу каждому любителю, обладающему хотя бы некоторыми способностями в этой области. Приводимые модели иногда более сложных костюмов при­званы лишь помочь понять общий стиль эпохи. Этим объясняется и некоторая неполнота описания кроя. Если по пьесе требуется, к примеру, вечерний туалет мужчины XIX века, принятая в тот или иной период форменная одежда или доспехи, благоразумнее взять эти вещи напрокат. Значительно упрощается дело и тогда, когда актер для создания необходимой прически может отрастить волосы, под­стричься или соответствующим образом причесаться. В противном случае лучше всего взять парики напрокат.

    Рисунки приводятся для того, чтобы дать более полное представление о костюме. Ведь книги по истории костюма на полках местных библиотек не всегда могут удовлетворить интересы любителей. Превосходным справочным материалом как с точки зрения моды, так и одежды, соответствующей положению в обществе, могут служить старые периодические издания и журналы. Необходимые сведения проще всего, конечно, приобрести в музеях, но нередко интересные детали можно обнаружить на циферблате часов (например, фигурки светских дам XVIII века), а на старинных чашках — участников пикников. Средне­вековые скульптуры являются хорошим источником сведений о голов­ных уборах. Книги и журналы по географии помимо основной информа­ции могут подсказать и сведения по истории. Следует собирать старые открытки, семейные фотографии, вырезать иллюстрации из газет и журналов. Изобразительный материал должен быть всегда под рукой. Иногда несколько открыток, прикрепленных булавкой на видном месте, особенно если их время от времени заменять, могут принести больше пользы, чем час, проведенные в музее.

    Трудно дать совет, как лучше хранить справочный материал. По всей вероятности, коробки с четкими этикетками являются самым универсальным методом.

    После того как вы обсудите идеи эскизов костюмов с режиссером-постановщиком и актерами, соберите своих помощников, проглядите имеющиеся у вас материалы, прикиньте свои материальные возмож­ности и приступайте к работе. Художнику по костюмам необходимы помощники, умеющие шить, кроить и примерять, красить и разри­совывать ткани, красиво отделывать вещи, понадобятся искусные изготовители шляп, корон, драгоценностей и украшений.

      И последний немаловажный совет: начинайте всю работу заблаго­временно. Неумелое распределение времени и паника, неизбежно возни­кающая в последнюю минуту, как правило, обходятся довольно дорого. Точное начало работы, тщательное обдумывание всех деталей сэкономят средства, силы и помогут сохранить хорошее настроение к моменту выпуска спектакля.

    Пьесы В. Шекспира очень популярны и имеют большое воспитательное значение, самодеятельные коллективы часто обращается к их постанов­кам. Нередко действие пьес переносят в другую эпоху, подчеркивая тем самым современное их звучание. Конечно, нет необходимости играть эти пьесы в одежде времен В. Шекспира. Но если для представления вы­бирается костюм эпохи королевы Елизаветы, то большая вычурность этой одежды может представлять определенные трудности для поста­новщиков. XVI век славился разнообразием фасонов и украшений, бо­гатые люди одевались очень пышно. Но костюмы городской бедноты и деревенских жителей мало изменились, все еще популярны были пря­мые туники, простая одежда и головные уборы. Для костюмов торгов­цев и горожан можно взять упрощенный вариант модного силуэта, ко­торый шьется из более дешевых и прочных тканей.

        На табл. 1 показан силуэт костюма с буфами. Для мужских корот­ких штанов с буфами понадобится пара подходящих по размеру плавок. На них нашивают слои ватной подбивки или тонкие пласты поролона. Чтобы достичь нужного эффекта, плавки следует растянуть, для чего их надевают на актера или на манекен (в последнем случае надо распо­роть шаговый шов). Когда нужная форма будет получена, подбивку покрывают слоем дешевой хлопчатобумажной трикотажной ткани, ко­торую по желанию можно покрасить из пульверизатора, разрисовать кисточкой, украсить и даже расширить галуном или тесьмой. Лоскутки или полоски материала можно нашить и на основную форму. Для изго­товления более длинных штанов воспользуйтесь выкройкой, приведен­ной на табл. 2.

    Камзолы (дублеты) с грудью килеобразной формы выполняются та­ким же образом: подбивку слой за слоем пришивают к трико или плот­но облегающему длинному свитеру, который можно соединить между ног эластичной лентой.

    Для придания нужной формы женской юбке используйте ватные подушечки в форме почек (см. рис. х на табл. 1), валик (рис. у) или обруч, который будет выполнять роль фижм (рис. z). Размер этих дета­лей зависит от фасона и стиля одежды; они могут быть небольшими или, наоборот, гротесково-преувеличенными. Ватные подушечки и валики на бедра изготовить совсем несложно. Фижмы сделать труднее. Для облег­чения этой задачи возьмите детский обруч, пластмассовый или дере­вянный, крепкий прут, вымоченный до такой степени, чтобы он сгибал­ся в круг. Обруч должен быть прочным и жестким. Его пришивают к кругу из плотной ткани. Для выкройки используйте сам обруч. Длина требуемого материала должна равняться окружности обруча плюс при­пуск на швы, ширина — расстояние от о до в плюс припуск на швы. Разложите материал и выкройте четыре клина, как показано на рис. z. Соедините по швам, оставив разрез для застежки. Соберите вершины клиньев и пришейте их к корсажу. Обтачайте внешний край круга, по­ложите обруч, заверните обтачку и прошейте по кругу еще раз. Прикре­пите груз (можно маленький мешочек со свинцовой дробью) к обручу спереди так, чтобы фижмы чуть приподнялись сзади и придали юбке требуемый силуэт. При крое юбок с фижмами не забудьте добавить длину (см. формы юбок на табл. 1).

    На табл. 1 показано, как следует делать плоеные воротнички. Для их изготовления используют нейлон, который применяют шляпни­цы (он бывает различной ширины), или нейлоновую сеть; эти материалы можно легко прополоскать в теплой воде со стиральным порошком, что немаловажно. Соберите края ткани равными промежутками на нитку. Если необходима декоративная окантовка — золотой узор или кружево, — ее пристрачивают на швейной машине по краю до того, как вы при­ступите к изготовлению воротника. Прикрепите внутреннюю часть пло­еного воротника к батистовой ленточке и пришейте к ней маленькие крючочки, петельки и пистоны, как показано на рисунке.

    Чтобы получить обувь с тупыми носами, сделайте подбивку у носков парусиновых туфель или возьмите мягкие домашние тапочки и пришейте к ним остатки кожи, фетра, украсьте бантами или розетками.

        На табл. 2 и 3 даны силуэты костюмов и детали, которые можно легко имитировать и приспособить для сцены. Поскольку одежда эпохи королевы Елизаветы чересчур сложна и выполнить ее документально не удастся, то, создав подходящий силуэт, костюм следует довершить хорошо подобранными, но простыми в изготовлении деталями и аксессуарами, которые в некоторых случаях можно просто нарисовать.

        На табл. 4 дан пример использования аксессуаров, дополняющих основной силуэт костюма. Мы видим эполеты из уплотненной ткани или с подбивкой; показано использование галунов, лент, пуговиц, раскрашенных полосок и узоров по трафарету. В этот период большое распространение получили разрезы. В театральном костюме видимость таких разрезов можно создать, вырезав из ткани вставки необходимой формы и приклеив их в нужных местах специальным клеем.

    Применение уплотненного суживающегося книзу переда корсажа (для него берут плотный фетр или в несколько слоев простроченный холст) поможет создать нужную форму женского платья. Такое платье можно раскрасить кисточкой или по трафарету, сделать на нем апплика­цию и даже вышить.

        Очень удобно пользоваться наброшенными на плечи полукруглыми плащами различной длины.

            Рейтузы (штаны-чулки) — важная составная часть мужского гарде­роба эпохи королевы Елизаветы. Мужчинам с тонкими ногами сле­дует надевать несколько пар таких рейтуз, чтобы ноги выглядели более красиво. Плотные нейлоновые колготы легко выкрасить или расписать, но делать это надо обязательно на манекене-ноге, сделанном из папье-маше. Верхнюю часть колгот можно расписать определенным орнамен­том, закончить лентой-рюшем, получив таким образом короткие кулоты, или, как показано на табл. 4, создать штаны с буфами, исполь­зовав толщинку и отделку.

        В эпоху королевы Елизаветы одежду шили из роскошных тканей: парчи, бархата, шелка. Это считалось обычным. Но актеры, одетые в костюмы из плотных хлопчатобумажных и холщовых тканей,   богато расписанных кистями и из пульверизатора под матовую бронзу и золото, будут выглядеть достаточно эффектно. Нужное впечатление произведут и актеры, одетые в черное, белое и золотое или в костюмы, вы­крашенные только в один цвет. Подходя к созданию театральной одежды именно с таких позиций, вы сможете избавить себя от многих проблем и в то же время достичь успеха.


Домашняя

Отправьте письмо по адресу  wellwin_yakut@mail.ru с вопросами и комментариями о сайте.
Все права защищены © 2003 ОсОО Мир Текстиля
Дата последнего изменения: понедельник, 15 сентября 2003
Hosted by uCoz